Для начинающих каллиграфов
На предыдущих занятиях мы уделяли внимание некоторым затруднениям, возникающим при письме. Предполагаем, что для начинающих каллиграфов была бы полезной таблица, аналогичная таблицам устранения неисправностей в разных механизмах и приборах.
Попробуем её составить вместе.
ЗАТРУДНЕНИЕ | РЕШЕНИЕ | |
1 | Перо не скользит по бумаге, цепляет кончиком при письме | А) проблема в пере: на нём иногда бывают микрозаусеницы, нужно попробовать писать пером без туши по мелкозернистой наждачной бумаге (или чём-то подобном) – в общем, немного отполировать перо «под свою руку» Б) проблема в бумаге: она слишком рыхлая или тонкая. Напомним, плотность рекомендуется 100 г\см. Мелованная бумага тоже специфичная, нужны тренировки. |
2 | Линии выходят дрожащие | А) Перо цепляет за бумагу (см. пункт 1.) Б) мало опыта проведения линий, когда рука привыкнет — качество линий улучшится (благодаря тренировкам) |
3 | Неравномерный сток туши, натёки в начале штриха ( чаще всего картина такая: обмакнули перо в чернильницу – натекла жирная капля – туши до конца штриха не хватает | А) хорошее решение – прикрепить тушедержатель для пера, и заправлять его тушью с помощью вспомогательной кисти. Само перо в чернильницу не макаем. Б) мелованная бумага – практически не впитывает тушь, и к этому нужно приспособиться. В) наклон пера по отношению к листу бумаги – если он очень крутой, то тушь будет сбегать с пера быстрее и образовывать натёки. |
4 | Слабый нажим (получаются только тонкие штрихи) | А) мало опыта в создании нажима (возможно нужно потренироваться остро заточенным простым карандашом – он тоже способен создавать нажим) Б) жёсткое перо, нужно посмотреть какие марки перьев рекомендованы для начинающих и пользоваться ими. В) у детей часто бывают слабые мышцы пальцев – нужно делать упражнения, укреплять руки |
5 | Размазывание непросохшей туши рукой | А) Часто бывает у левшей. Нужно приспособиться, чтоб рука не прикасалась к бумаге. Б) Готовую надпись важно просушить в горизонтальном положении, пусть полежит, не торопитесь! |
6 | Штрихи получаются все разные (очень сложно написать парочку одинаковых – а для текстов это существенно) | Тренировки и внимание к этому довольно скоро приведут к успеху! Полезно просматривать свои упражнения и отмечать удачные штрихи или элементы. |
7 | Устаёт рука (мышечный зажим). Очень часто встречается у детей. | Очень важный момент. Держать ручку нужно легко, ведь перо без нажима пишет линию «само». Всё время надавливать нужно на кончик шариковой ручки, но никак не перьевой. В этом их основное различие. Нужно добиваться пульсации «нажим (расширение линии) – расслабление (утоньшение линии), – нажим- расслабление, — и так на протяжении всего процесса письма. |
8 | Неправильный охват ручки пальцами | Часто бывает у детей. Основное – не прогибать пальцы, и не напрягать мышцы – т.е. держать ручку равномерно с трёх сторон тремя пальцами. |