KALLIGRAF

Упражнения остроконечным пером, ритм письма

Преодоление затруднений при письме остроконечным пером

(у взрослых и у детей)

Перечислим часто встречающиеся затруднения:

Для человека, привыкшего к беспрерывному равномерному письму шариковой ручкой, всё вышеперечисленное доставляет неудобства. Кажется, что писать пером невозможно. Соответственно, поначалу ни равномерности письма, ни хорошего настроения у пишущего нет.

Дети и вовсе с трудом переносят неизбежный момент, когда столько препятствий собирается на листе бумаги. Собственно, в этом и состоит воспитывающая сила искусства каллиграфии. Каждый момент нужно делать выбор: остановиться или продолжать.

Тут очень пригодится доброжелательность родителей и наставников, настойчивость и размышления – что я делаю не так (с пониманием как же надо делать). В преодолении таких затруднений и состоит терапевтический эффект каллиграфии. Ощущение преодоления собственной беспомощности, наглядное… – бесценно.

Важно прочувствовать рукой каллиграфический ритм письма остроконечным пером «расслабление-нажим-расслабление-нажим».

Помогают на этом этапе видеоуроки.
Основная тактика: не оставлять попыток письма и понять технику устранения затруднения. Тогда качество линий будет улучшаться. Это не значит, что надо сидеть часами – лучше меньше, но чаще. Очень помогает включение каллиграфии в ежедневный обиход. Помечайте листы с упражнениями, ставя дату, чтобы отслеживать свой прогресс по мере накопления листов.
Подробнее о преодолении препятствий в письме поговорим в следующем уроке, а пока уделим внимание ритму письма.

Ритм письма

Для успешного освоения каллиграфических упражнений нужно выучить траекторию движения инструмента в многочисленных повторах – здесь есть маленький секрет: на совсем начальном этапе писать пером с нажимом не обязательно, можно и простым остро отточенным карандашом тоже с нажимом.

Это нужно для того, чтобы при письме остроконечным пером сосредоточить внимание на нажиме, не задумываясь при этом, куда нужно двигать перо, сколько отступать между линиями и т.д.

Составление цепочек из элементов, а затем из букв и буквосочетаний – увлекательное занятие, и постепенно за счёт многократных повторов повышается качество букв.

По карандашным линиям можно писать повторно, уже пером (часто это нравится детям).

Красота каллиграфии остроконечным пером заключается как в равномерном нажиме, так и в регулярном распределении элементов, то есть снова проявляется орнаментальный подход. Весьма полезно писать элементы слитно, хотя тут учитывайте своё удобство и привычки в письме. Напомним, что получать удовольствие от письма – одна из наших целей.