07.09.2021

А.А.Огаркова
Аспирант кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена
Научный руководитель кандидат искусствоведения, доцент А.И.Мажуга

УРОК КАЛЛИГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ


Резюме. В статье рассматриваются ключевые составляющие урока каллиграфии. Анализируются различные варианты организации школьных занятий каллиграфией. Основной интерес сосредоточен на том, что можно успеть за один урок в неделю и как поддерживать интерес к красивому письму у учащихся.


Ключевые слова: урок каллиграфии, прописи, занятия чистописанием.
Resume. Тhe article considers the basic components by lesson of calligraphy. We analyses different versions of organization calligraphy lessons at school. Our interest focused to the possibilities of the one lesson in a week, and to the support interesting pupils in the art of calligraphy.
Key words: the lesson of calligraphy, calligraphy textbooks.
О пользе практического знакомства школьников с искусством каллиграфии известно многим. Коротко говоря, для приобретения навыков красивого письма необходимы регулярные очные занятия с квалифицированным преподавателем плюс самостоятельные тренировки дома. Письменное умение быстрее и точнее передается из рук в руки. Через экран при дистанционном курсе осваивать каллиграфию детям бывает сложно – но в современных условиях применяется и этот способ.
По нашим наблюдениям, до 2020 года уроки каллиграфии и чистописания (мы их различаем) было возможно организовать в общеобразовательных школах. Теперь, несомненно, carte blanche у частного бизнеса. Центры развития детского творчества и досуга приглашают преподавателей чистописания, проводят уроки каллиграфии, оборудуя классы специализированной мебелью. Прослеживается стремление сделать учебный процесс регулярным, а это залог успеха в случае с детскими занятиями каллиграфией и чистописанием.
Коротко перечислим компоненты, без которых не обойтись при организации уроков каллиграфии в учебном центре/школе: учебные часы, план занятий, инструменты и оборудование, учебные пособия, педагог. Рассмотрим на примере г.Санкт-Петербурга: что из этого есть в наличии и каковы возможности у обучающихся и педагогов.


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ


Старшее (по отношению к нам) поколение петербургских каллиграфов в лице И.Т. Богдеско, П.П. Чобитько, Д.И. Петровского на базе профильных вузов в процессе изучения дисциплины «шрифт» подготовило достаточно много специалистов по каллиграфии. Однако работу с детьми на ниве преподавания каллиграфии в дальнейшем выбирают весьма немногие из выпускников.
Пока мы можем констатировать, что педагоги каллиграфии и чистописания имеются, примерно по 15 человек на крупный населённый пункт. Этого, безусловно, мало.
Коммерческие учебные центры интересуются методиками преподавания каллиграфии как «обучения-развлечения». Как показывает практика, педагог-каллиграф в процессе проведения уроков нарабатывает методику самостоятельно. Подобрать чью-либо методику обучения детей искусству каллиграфии, и сразу работать по ней – нелегко, ведь условия работы, направленность занятий, контингент и запросы учащихся в каждом случае будут отличаться друг от друга.
По нашим наблюдениям, назревает необходимость систематизировать опубликованные на русском языке каллиграфические методики, т.к. занятия каллиграфией уже перестали быть чем-то экзотическим и методик накапливается все больше с каждым учебным годом.


УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПО КАЛЛИГРАФИИ/ЧИСТОПИСАНИЮ


Полноценные учебные планы по каллиграфии либо чистописанию, пригодные для российской массовой школы, − сегодня явление редкое. Слишком много компонентов образования находится в фазе реформирования (к сожалению, постоянного реформирования). Преимущество советской школы было в ясности плана обучения, одинакового для всех, наличия в школе образования и воспитания, соблюдения принципа «от простого – к сложному», и внимании к причинно-следственным связям. Так родители и учителя могли составлять единый фронт в отношениях с учениками. Теперь всё больший вес в образовании приобретают индивидуальный план развития ученика, самообразование, семейная форма обучения, и всё это, как ни странно, помогает организовывать школьные занятия каллиграфией.


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС


Сегодня каждая школа устанавливает (в дополнение к установленным Министерством просвещения и городским отделом народного образования) свои внутренние правила, – в них содержится перечень изучаемых предметов, условия обучения, порядок нахождения в школе и т.д., исходя из возможностей коллектива и потребностей учащихся. Несогласных с ними родителей изначально просят выбрать другую школу.
Администрация в подавляющем большинстве случаев не заинтересована в уроках каллиграфии. (это мы рассматриваем ситуацию, когда по электронной почте производится рассылка писем, в котором уроки\мастер-классы предлагает провести педагог каллиграфии на собственно территории или же на интернет-платформе школы).
Как показывают опросы, каллиграфия в России пока продолжает оставаться вне поля интересов большинства взрослых и детей. Дело в том, что в представлении многих россиян она оказалась никак не связана с ни повседневной жизнью, ни с происходящими в ней с 2020 года изменениями режима труда и отдыха.
Чем можно заинтересовать учащихся?
В арсенале искусства каллиграфии можно выделить следующие основные учебные направления:
изучение и возрождение традиций рукописного письма;
чистописание и совершенствование почерка;
самодиагностика, наблюдение за своими способностями в динамике (т.е. с течением времени (на уровне «было-стало»);
шрифтовое дело: производство шрифтов, леттеринг и т.п.


ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ КУРС ПО ИСКУССТВУ КАЛЛИГРАФИИ


Если школа или центр готовы предоставить свою площадку для занятий – то будет логично начинать с ознакомления. Ознакомительный курс с искусством каллиграфии мы рекомендуем организовать для всех ребят, с возможностью посещения такового также и для родителей. Здесь на планы занятий влияют возможности школы. Один урок в неделю для каждого класса в течение учебного года вот на что пока мы ориентируемся при составлении планов.
Делаем акцент на инструментальных возможностях каллиграфии – т.е. говорим и показываем детям о применении тех или иных письменных принадлежностей, экскурс в историю письма, далее обзор мировых достижений в области каллиграфии, затем переход к характерным для нашей страны почерков и перьев.
Разумеется, это только начало успешного освоения каллиграфии. Для исправляющих почерк и энтузиастов каллиграфии организуются занятия дважды в неделю. Им нужны регулярные самостоятельные занятия дома. Здесь важны мотивация и компетенция ученика, настойчивость родителей плюс погружение в среду, насыщенную каллиграфией.


СРЕДА ОБИТАНИЯ КАЛЛИГРАФОВ


Поместить ребят в обиходную среду, наполненную русской или европейской каллиграфией, (подобно тому, как это делается поныне с восточной каллиграфией в школах в Японии и Китае), нелегко. Помогают в этом школьные выставки каллиграфии и чистописания, посещение музеев и библиотек. Популярны в школах и совместные рукописные книги (когда ребята выбирают произведение, пишут по 1 странице каждый ученик, и готовые листы затем сшиваются в книгу). Вот где кладезь для настоящей командной работы.
Возможно, самое простое – это предложить ребятам пользоваться для создания школьных стенгазет, поздравлений и т.п. перьевой ручкой, плакатными перьями и кистями для каллиграфии, расширяя таким образом свой арсенал инструментов письма.


УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПИСЬМУ


Современные школьники прагматичны, и ценят то, что реально достижимо для них. Каллиграфический почерк для некоторых становится, выражаясь подростковым сленгом, некоей «фишкой», эксклюзивным умением, благодаря которому каждый желающий не сольётся с безликой массой «шариково-ручечных почерков» и тем паче компьютерных шрифтов. Кому-то занятия помогут вернуть чёткий почерк.
Мы убеждены, что каждый ученик под руководством подготовленного учителя может иметь настолько чёткий и красивый почерк, насколько он сам для себя это определит. Инстинктивно дети стремятся к изяществу и красоте, что в письме, что в рисовании [4; с.38]. Особенно ярко это проявляется в младших классах, когда многие дети расстраиваются из-за несовершенных линий и букв и готовы несколько раз переписывать упражнение (на что, кстати сказать, ФГОС времени на уроке не предоставляет…) Среди взрослых уважение к рукописному труду (совместно со вниманием к высокому качеству букв) сегодня встречается довольно редко, так же, впрочем, как и грамотное письмо.
К сожалению, среди учеников процветает отношение к письму под названием «сойдёт и так» − причём выслушивать его приходится также со стороны родителей и даже педагогов. Оно сводит на нет попытки заинтересовать обладателя некачественного почерка каллиграфией, т.к. с первого класса школьник не связывает высокое качество письма с многократными повторениями одного и того же элемента. Очень часто ученик бросает заниматься до появления первых улучшений, объясняя скукой, отсутствием времени для занятий и т.п.


УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


Теперь об учебниках, прописях и учебных программах. В г.Санкт-Петербурге изданы некоторые учебные книги:
«Азбуковник» (П.П.Чобитько, 2008),
«Каллиграфия» (И.Т.Богдеско, 2006),
«Зримый глагол» в двух томах (Д.И.Петровский, 2001 и 2015);
брошюры «Каллиграфия. Первые шаги» и «Научи меня искусству маленьких шагов» (А.А.Огаркова, 2009 и 2013);
прописи для двух видов перьев (О.А.Варламова, 2008), множество прописей ежегодно издают СПб Центр каллиграфии, московская школа каллиграфии, и просто практикующие педагоги-каллиграфы, такие как И.В.Веланские, Г.Тихомирова, А.А.Камаева, А.А.Боярский, В.И.Богдеско и многие другие.
Для нас интерес представляет то, что все эти авторы – преподаватели дисциплины «шрифт и каллиграфия» в различных художественных вузах либо школах; и на основе своего многолетнего опыта как в каллиграфии, так и в преподавании, составили хорошие пособия. Можно адаптировать их и к самостоятельным, и к школьным занятиям.
В городских библиотеках можно найти такие учебники по шрифту и каллиграфии: В.К.Тоотс «Современный шрифт» (1960 и 2006), Л.И.Проненко «Каллиграфия для всех» (1990), И.И.Птахова «Простая красота буквы» (2001), Н.Кузнецов, С.Воронецкий «Шрифт» (1975), С.И.Смирнов «Шрифт и шрифтовой плакат» (1980). Все они дают общее представление о большинстве применяемых ныне рукописных шрифтов.
Российская национальная библиотека хранит ряд пособий по чистописанию остроконечным пером типа «звёздочка», их авторы в основном дореволюционные каллиграфы. Они были озабочены тем, как научить писать красиво и быстро, не за четыре года, а за три [1; с.3]. Цифровые копии этих пособий находятся в общем доступе на специальном сайте РНБ.


ПРОПИСИ ПО КАЛЛИГРАФИИ И ЧИСТОПИСАНИЮ


Фактически, каждый учитель каллиграфии рано или поздно составляет прописи для своих учеников. В г.Санкт-Петербурге нам известны следующие авторы для детской аудитории:
О.А. Варламова («Прописи для двух видов перьев», 2008),
Г.Н.Стремякова, С.А.Митрофанов (учебные программы с прописями по каллиграфическому письму для средней школы (с 1 по 11 класс), 2007),
А.А.Огаркова («Каллиграфия. Первые шаги» 2009, программа занятий и уроки каллиграфии и чистописания на сайте www kalligrafinia.ru, с 2017 года).
В.И.Веланские (прописи для проекта «Школа красивого письма»),
Г.Н.Тихомирова (прописи для кисти)…


ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ КАЛЛИГРАФИЕЙ


Итак, интересующиеся родители и учителя могут подобрать подходящую программу как на курсах каллиграфии, так и в Интернете. Мы рекомендуем вникать в мир каллиграфии именно в паре ребёнок-родитель под руководством педагога, т.к. львиную долю практикума по каллиграфии, безусловно, придётся устраивать дома, и ребёнку важно иметь в этом непростом деле единомышленника и товарища, а не надзирателя. Конечно, это возможно не всегда, т.к. родители сами выбирают степень своей вовлечённости в каллиграфический процесс, однако педагогу на этот аспект следует регулярно обращать внимание. В этом случае цель достигается в оптимальные сроки, без срывов и отказа от занятий.
У школьников обыкновенно сопротивление начинается примерно на третьем-четвёртом занятии, когда уже исчезает новизна, и в процессе оттачивания штриха приходит скука от предсказуемой монотонности движений и однообразия узоров и букв. Психо-физиологически оно оправданно: большинству учеников выдержать нужное количество дней регулярных занятий, чтобы каллиграфический навык «запомнился» довольно трудно. Попросту говоря, не хватает терпения. Самое странное для нас, что у родителей терпения тоже мало.
В этот момент важно припомнить, что самое интересное находится там, где «нужно ещё немного сделать» [2; с.98]. Ведь заниматься нужно совсем недолго, примерно как физзарядкой. И польза налицо (о пользе физзарядки все ведь знают). Однако делают ежедневно и зарядку, и, тем паче, каллиграфию очень немногие. «Проблемные» дети занимаются намного лучше, т.к. они сразу чувствуют облегчение, а здоровые ребята превращают часто занятия в баловство.
У детей поддержание интереса к занятиям заключается в педагогическом воздействии родителей и наставника, умело эксплуатирующих стремление самого ученика. Дети называют самые разные причины, зачем им нужна каллиграфия, и иронизировать (а взрослые это делают достаточно часто) по поводу их просьб не стоит, если, мы, конечно, хотим, чтобы ребёнок занимался каллиграфией.
Детям очень нравятся инструменты для каллиграфии, причём все сразу, плотная бумага больших форматов и т.п., а стоимость материалов хорошего качества в магазинах с каждым годом только возрастает. Понятно, что родители не спешат ребятам всё это покупать, ведь им, как никому другому, известно: специфичный интерес ребёнка угасает так же внезапно, как и появляется. Учителю мы советуем в этой ситуации выдать на какое-то время интересующемуся ученику в аренду тот или иной инструмент, а далее родители, видя, что он занимается, приобретали аналогичный. Конечно, нередки случаи потери и поломки инструментов, в этом есть определённый риск. Наша школа выделяет ежегодно немного средств педагогу на пополнение инструментального фонда для занятий каллиграфией, приобретения учебников, расходных материалов и прописей.
У нас были ребята, которые упрямо выбирали себе в качестве начального упражнения или самостоятельной работы ширококонечным пером кельтские плетёнки или готику. Мы помогали им разобраться со сложными узорами, не забывая про ленточную антикву и устав, которые значились в программе. Принцип «от простого к сложному» подходит не всем. Довольно часто в ознакомительной группе встречаются мальчики (девочки выбирают как раз предсказуемый путь в обучении и пишут прописи), которые хотят писать очень сложные вещи, не имея опыта – в этом случае мы организуем им хотя бы двадцатиминутные дополнительные индивидуальные занятия.
Чаще всего ребята, если им доступно разъяснить, увлечённо занимаются дома. У них есть выбранная ими самими цель, а учитель намечает путь к ней. Эта группа у родителей и учителей называется: «не могу без трудностей». Стоит ли говорить, что именно с этими ребятами работается интереснее всего, хоть и за счёт личного времени учителя. Так в школе может сам собой сформироваться кружок любителей шрифта и каллиграфии.
Однако вернёмся к варианту, когда располагаем одним уроком каллиграфии в неделю для каждого класса. Отдельное помещение для занятий каллиграфией бывает редко, а оборудования, в т.ч. планшетов, требуется довольно много. Работа учителем каллиграфии и рисования в школе № 288 включала в себя:
1) перетаскивание планшетов, учебников, чернильниц и т.п. из класса в класс (пять уроков в день трижды в неделю);
2) влажную уборку каждого класса после урока (устранение клякс с крышек парт, пола, стирание мела с доски и т.п.) на перемене,
3) составление учебных планов;
4) написание и размножение прописей и наглядных пособий;
5) заполнение журналов.

Самое досадное для учителя, как нам кажется, вот что: несмотря на усилия его и родителей, добрая половина учащихся любого класса хронически не выполняет домашних заданий, не имеет на уроке ничего для письма, и вообще воспринимает урок каллиграфии как урок отдыха от других учебных дисциплин. А ведь с ними нужно заниматься, урок-то один в неделю, программа насыщенная. Получается, «бездельники» мешают заниматься заинтересованным ребятам, много времени уходит на дисциплинарные моменты.
После ознакомительного периода, когда проясняется, кто будет заниматься, а кто – нет, можно организовать кружок или дополнительные занятия для заинтересованных детей, а на одном уроке в неделю просто давать чистописание и всё. Этот вариант устроит всех.
В кружке детей уже гораздо меньше, и учитель больше внимания уделяет каждому. Появляется возможность давать ученику то, что ему хочется, − а это один из мощных стимулов для домашних занятий. Стимулирование «тебе это надо», скорее исходит из области чистописания.
Конечно, есть также группа ребят (примерно двадцать процентов от общего числа ребят каждого класса, чаще это мальчики), у которых затруднения в освоении письменной речи начинаются с первых месяцев их школьной жизни [3; с.57]. Нам представляется, что консультация педагога-каллиграфа и в таких случаях приносит пользу.
Многие родители надеются, что каллиграфия отвлечёт их чадо от гаджетов и сидения в Интернете. Предполагаем, с этой целью им нужно вводить каллиграфию в свою жизнь как можно раньше. П.П.Чобитько в своих выступлениях, например, говорит так: «Человека, способного хорошо писать и разбираться в искусстве шрифта и каллиграфии, а в разной степени всё это может освоить большинство и детей, и взрослых, можно назвать имеющим прививку хорошего вкуса, т.к. от природы чувство стиля встречается крайне редко. Он всегда будет выбирать достойные вещи и уметь занять самого себя в любое время в любом месте, имея в руках лист бумаги и карандаш» [5; 22]

БИБЛИОГРАФИЯ


Вольчёнок С.Г. Самоучитель полного курса каллиграфии и скорописи. – Смоленск: Я.Н.Подземский,1902. – 16 с., илл.
Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возрастной педагогике и психологии. – М: Просвещение, 1980. 378с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб: Мим, 1997. – 283 с.
Мацур Г.И. Не только красивое выведение букв // Библиотечное дело, 2008, № 19. – 83 с.
Чобитько П.П. Запись выступления на «Радио Петербург» 30 марта 2014г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *